Что такое принудительный сбор? Как можно его избежать?
Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», вступивший в силу 16 мая 2017 года, четко определил порядок исполнения исполнительных документов, а также ввел ряд новых понятий и терминов. Одним из таких терминов стал принудительный сбор.
Закон определяет принудительный сбор как денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа. То есть, сбор подлежит взысканию при наличии определенных оснований, которые напрямую зависят от порядка исполнения исполнительного документа: добровольного либо принудительного.
При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем, срок для добровольного исполнения документа не предоставляется в случаях если:
- исполнительный документ поступил повторно;
- срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;
- исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.
В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения осуществляется его принудительное исполнение, что влечет взыскание принудительного сбора.
Также Законом закреплены случаи, при которых принудительный сбор взысканию не подлежит:
- должник исполнил требование исполнительного документа до возбуждения исполнительного производства;
- должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения;
- судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, решение иного уполномоченного органа отменены либо исполнительный документ утратил силу;
- взыскиваются расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор.
Таким образом, неисполнение либо уклонение от исполнения обязательств по исполнительному документу влечет за собой не только применение мер принудительного характера, но и дополнительные финансовые затраты в виде принудительного сбора. А чтобы его избежать необходимо незамедлительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.
Исходя из положений частей первой и второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), заявления и ходатайства участников исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, могут подаваться в письменной форме или форме электронного документа.
При этом согласно части шестой указанной правовой нормы заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.
Следует отметить, что понятие «электронное обращение» не равнозначно понятию «электронный документ».
Определение понятия «электронное обращение» дано в абзаце шестом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях). Так, электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Требования, которым должно соответствовать электронное обращение, изложены в пункте 2 статьи 25 Закона об обращениях, при этом в их числе нет требования о наличии в обращении подписи.
В то же время, исходя из положений абзаца девятого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» возможность использования электронного документа определяется таким обязательным условием, как наличие в нем действительной электронной цифровой подписи.
Как установлено в части второй пункта 33 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве, судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.
Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.
Каков порядок рассмотрения заявлений и ходатайств участников исполнительного производства?
Согласно статьи 15 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном Законом.
В случае, если судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения, в который поступили заявление, ходатайство, не правомочны их рассматривать, такие заявление, ходатайство в трехдневный срок направляются для рассмотрения уполномоченному лицу органа принудительного исполнения, о чем уведомляется заявитель.
Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю.
По результатам рассмотрения заявления, ходатайства судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения выносят постановления об удовлетворении заявления, ходатайства полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, которые направляются заявителю.
Таким образом, общий срок для рассмотрения заявления, ходатайства - 10 рабочих дней. Однако он может быть иным.
Так, в соответствии со статьей 61 Закона, для ходатайства о принятии обеспечительных мер срок составляет 3 рабочих дня со дня поступления.
Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа или об отказе в их принятии не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также иным лицам, на которых возложена обязанность исполнения соответствующих мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством.
Как исчисляются сроки в исполнительном производстве?
Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве закреплен статьей 29 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).
Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Таким образом, если согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства установлен семидневный срок для добровольного исполнения, то его течение начинается на следующий день, со дня надлежащего извещения должника. Например, должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства 5 сентября 2018 г. Соответственно семидневный срок для добровольного исполнения начинается с 6 сентября 2018 г. Выходные дни при исчислении срока не засчитываются.
Принудительный сбор взыскивается на стадии принудительного исполнения (ст. 46 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 №439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон)).
В силу ч.3 ст.120 Закона размер принудительного сбора составляет:
— по имущественным требованиям – 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
— по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – 5 базовых величин, а с должника – юридического лица – 10 базовых величин.
В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от размера принудительного сбора, установленного ч.3 ст.120 Закона.
При этом, следует учитывать, что снижается только размер принудительного сбора, подлежащего уплате. В случае же, когда денежные средства взыскателю не перечислялись, основания для взыскания принудительного сбора отсутствуют, поскольку по имущественным требованиям принудительный сбор подлежит взысканию в размере 10% от суммы, погашенной в пользу взыскателя, или стоимости переданного взыскателю имущества.
Пример:
1. Сумма задолженности по исполнительному производству № ХХХХХ составляет 1000,00 белорусских рублей. Должником в семидневный срок для добровольного исполнения оплата долга не производилась. При взыскании на стадии принудительного исполнения суммы долга в полном объеме, размер принудительного сбора составит 100,00 рублей.
2. Сумма задолженности по исполнительному производству № ХХХХХ составляет 1000,00 белорусских рублей. Должником в семидневный срок для добровольного исполнения оплачено 900,00 рублей. На момент наступления стадии принудительного исполнения остаток долга составил 100,00 рублей. Размер принудительного сбора составит 50% размера базовой величины.
3. Сумма задолженности по исполнительному производству № ХХХХХ составляет 50,00 белорусских рублей. Должником в семидневный срок для добровольного исполнения оплата долга не производилась. При взыскании на стадии принудительного исполнения суммы долга в полном объеме, размер принудительного сбора составит 50% размера базовой величины.
Обязанность уплаты принудительного сбора возникает по истечению семидневного срока, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (статья 120 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»). О предоставлении должнику данного срока, судебный исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
При этом, предоставленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа срок исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства (статья 46 Закона).
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 40 Закона, в случае не получения корреспонденции, лицо считается надлежащим образом извещенным.
Принудительный сбор возвращается должнику только в случае отмены постановления судебного исполнителя о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Обязан ли судебный исполнитель принимать меры по трудоустройству должников?
Действующим законодательством обязанность судебного исполнителя по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена, за исключением лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Трудоустройство этих лиц осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Соглашением о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение), заключенным между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, которое вступило в силу 31 декабря 2015 года, установлен порядок взыскания алиментов с должника, проживающего или работающего на территории Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением судебные постановления о взыскании алиментов исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке и на основании исполнительных документов, выданных компетентными судами Республики Беларусь.
Для направления необходимых документов компетентному органу Российской Федерации необходимо обратиться в территориальное главное управление юстиции с заявлением о направлении исполнительного документа и приложить: исполнительный документ, заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному приставу-исполнителю России.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Также прилагаются:
— документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;
— документ, выданный судебным исполнителем о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) для исполнения. В случае, если исполнительный документ находился на исполнении в органах принудительного исполнения — документ судебного исполнителя о размере задолженности по алиментам;
— заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа — заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.
Вышеуказанные документы передаются уполномоченному органу Республики Беларусь для направления уполномоченному органу России.
Уполномоченным органом Республики Беларусь по Минской области является управление принудительного исполнения главного управления юстиции Минского облисполкома.
Информация о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России, их деятельности, режиме работы, графике приема размещена на официальном сайте ФССП России http://fssprus.ru/.
В дальнейшем по вопросам взыскания алиментов, а также за получением соответствующих справок, взыскателям необходимо обращаться непосредственно в службу судебных приставов России по месту нахождения исполнительного документа на исполнении.
Какой размер алиментов доложен платить трудоспособный гражданин (ка)?
Для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 % на одного ребенка, 75 % - на двоих детей, 100 % - на троих и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 205 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 №67; статья 92 Кодекса Республики Белсарусь о браке и семье).
За какой период рассчитывается задолженность по алиментам, как его можно получить?
Задолженность по алиментам рассчитывается со дня возбуждения исполнительного производства.
Задолженность по алиментам может быть рассчитана до дня возбуждения исполнительного производства в пределах трехлетнего срока по ходатайству взыскателя.
Расчет задолженности по алиментам по исполнительному производству составляется судебным исполнителем и направляется сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его составления.
Судебный исполнитель обязан составить расчет задолженности по алиментам при поступлении письменного заявления одной из сторон исполнительного производства, но не более одного раза в месяц, а также перед направлением исполнительного документа нанимателю.
Судебный исполнитель вправе составить расчет задолженности по алиментам по собственной инициативе по мере необходимости (пункт 208 Инструкции по исполнительному производству, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67).
При расчете задолженности по алиментам за период пребывания должника в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения им альтернативной службы, если размер алиментов не определен Брачным договором, Соглашением о детях или Соглашением об уплате алиментов, подлежащие уплате алименты определяются в следующих размерах: на одного ребенка – 25 % процентов, на двух детей – 33% процента, на трех и более детей – 50% процентов фактически полученного должником дохода. (пункт 209 Инструкции по исполнительному производству, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67, статья 110 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам исполнения решений суда действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и Протокол к ней от 28.03.1997 (далее – Конвенция).
Согласно Конвенции каждая из Договаривающихся стран признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся сторон:
а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее – решения);
б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.
Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
Данное ходатайство пересылается судами Республики Беларусь на территорию Российской Федерации через главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), Верховной Суд Республики Беларусь, которые направляют их в уполномоченные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
К ходатайству прилагаются:
а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;
в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.
К ходатайству взыскателя о признании и принудительном исполнении нотариальной исполнительной надписи прилагаются:
– исполнительная надпись;
– постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю с указанием информации о месте нахождения должника и (или) его имущества на территории иностранного государства, содержащее разъяснение права взыскателя на обращение за признанием и исполнением исполнительной надписи на территории иностранного государства в порядке, предусмотренном международным договором;
– справка судебного исполнителя о частичном исполнении либо неисполнении требований исполнительной надписи, оформленная в соответствии с приложением 6 или приложением 7 к Методическим рекомендациям.
Образец ходатайства, составляемого на территории Республики Беларусь, утвержден приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 8.10.2014 №222 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств в сфере оказания правовой помощи»
Правовую помощь по оформлению ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда Республики Беларусь о взыскании денег Вы можете получить в суде, вынесшем решение по делу первой инстанции, а также в любом другом суде Республики Беларусь.
В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на наложение административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении, лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа или депортации (в соответствии с санкцией КоАП), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Штраф при этом может быть уплачен на месте (статья 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном статьей 10.3 ПИКоАП, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции – не более пяти десятых базовой величины. В случае неуплаты такого штрафа в установленные сроки примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины. При этом положения статей 7.7 и 7.8 КоАП не применяются (статья 6.4 Кодекса об административном правонарушении Республики Беларусь).