Юридическая экспертиза

Главное управление юстиции соответствующего облисполкома (далее – главное управление юстиции) осуществляет обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня (далее – нормотворческие органы) в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 (далее – Инструкция).

Нормотворческие органы представляют принятые нормативные правовые акты в главное управление юстиции на обязательную юридическую экспертизу не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия.

Датой представления нормативных правовых актов для проведения обязательной юридической экспертизы является дата регистрации их поступления в главное управлении юстиции.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится главным управлением юстиции в течение 10 рабочих дней. Течение срока проведения обязательной юридической экспертизы начинается со дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта в главное управление юстиции.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов, в которых содержатся важные и (или) срочные мероприятия, подлежащие немедленной реализации, проводится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления их в главное управление юстиции.

Срок проведения обязательной юридической экспертизы может быть продлен главным управлением юстиции по решению заместителя начальника главного управления юстиции не более чем на 10 рабочих дней в случаях, установленных пунктом 11 Инструкции.

При направлении главным управлением юстиции запроса в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (организаций) и имеющим значение для проведения обязательной юридической экспертизы, срок проведения обязательной юридической экспертизы приостанавливается и возобновляется на следующий рабочий день после получения ответа на запрос.

Критериями оценки представленных на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов являются соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники (далее – критерии).

Главное управление юстиции вправе внести в нормотворческий орган предложение о необходимости доработки нормативного правового акта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений и (или) дополнений в реквизиты и текст нормативного правового акта в следующих исключительных случаях:

  • незначительное несоответствие нормативного правового акта требованиям нормотворческой техники;
  • несоответствие нормативного правового акта критериям и наличие в нем важных и (или) срочных мероприятий, подлежащих немедленной реализации, направленных на стабилизацию ситуации в экономике, социальной сфере.

При согласии руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа с необходимостью устранения имеющихся замечаний доработка нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом в течение пяти рабочих дней.

Доработанный нормативный правовой акт представляется нормотворческим органом в главное управление юстиции не позднее чем за один рабочий день до истечения указанного срока.

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта главным управлением юстиции выносится одно из следующих заключений:

– заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта критериям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

– заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта критериям и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Обязательная юридическая экспертиза не проводится, а нормативные правовые акты возвращаются нормотворческому органу, их принявшему (издавшему) либо направившему, если:

  • нормативный правовой акт не подлежит обязательной юридической экспертизе в соответствии с законодательством или им предусматривается внесение изменений и (или) дополнений, признание утратившим силу акта, обязательная юридическая экспертиза которого ранее не проводилась;
  • не представлен один или несколько документов, указанных в пункте 6 и части первой пункта 8 Инструкции, и (или) не соблюдены установленные законодательством требования к их содержанию и оформлению;
  • доработанный нормативный правовой акт не представлен нормотворческим органом в установленном порядке;
  • нормативный правовой акт отзывается по инициативе направившего его на обязательную юридическую экспертизу нормотворческого органа, за исключением случая, указанного в части первой пункта 17 Инструкции. 

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты и локальные правовые акты не подлежат обязательной юридической экспертизе и возвращаются нормотворческому органу, их принявшему (издавшему) либо направившему.

Версия для печати
Поделиться:
Мы используем файлы cookie

Мы используем файлы cookie на нашем сайте. Некоторые из них необходимы для работы сайта, а другие помогают нам улучшить этот сайт и удобство использования (отслеживающие файлы cookie). Вы можете сами решить, хотите ли вы разрешить использование файлов cookie или нет. Обратите внимание, что если вы отклоните их, вы не сможете использовать все функции сайта.