Что такое принудительный сбор? Как можно его избежать?
Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», вступивший в силу 16 мая 2017 года, четко определил порядок исполнения исполнительных документов, а также ввел ряд новых понятий и терминов. Одним из таких терминов стал принудительный сбор.
Закон определяет принудительный сбор как денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа. То есть, сбор подлежит взысканию при наличии определенных оснований, которые напрямую зависят от порядка исполнения исполнительного документа: добровольного либо принудительного.
При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем, срок для добровольного исполнения документа не предоставляется в случаях если:
- исполнительный документ поступил повторно;
- срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;
- исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.
В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения осуществляется его принудительное исполнение, что влечет взыскание принудительного сбора.
Также Законом закреплены случаи, при которых принудительный сбор взысканию не подлежит:
- должник исполнил требование исполнительного документа до возбуждения исполнительного производства;
- должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения;
- судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, решение иного уполномоченного органа отменены либо исполнительный документ утратил силу;
- взыскиваются расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор.
Таким образом, неисполнение либо уклонение от исполнения обязательств по исполнительному документу влечет за собой не только применение мер принудительного характера, но и дополнительные финансовые затраты в виде принудительного сбора. А чтобы его избежать необходимо незамедлительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.
Исходя из положений частей первой и второй статьи 14 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), заявления и ходатайства участников исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, могут подаваться в письменной форме или форме электронного документа.
При этом согласно части шестой указанной правовой нормы заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.
Следует отметить, что понятие «электронное обращение» не равнозначно понятию «электронный документ».
Определение понятия «электронное обращение» дано в абзаце шестом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях). Так, электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Требования, которым должно соответствовать электронное обращение, изложены в пункте 2 статьи 25 Закона об обращениях, при этом в их числе нет требования о наличии в обращении подписи.
В то же время, исходя из положений абзаца девятого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» возможность использования электронного документа определяется таким обязательным условием, как наличие в нем действительной электронной цифровой подписи.
Как установлено в части второй пункта 33 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве, судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.
Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.
Каков порядок рассмотрения заявлений и ходатайств участников исполнительного производства?
Согласно статьи 15 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном Законом.
В случае, если судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения, в который поступили заявление, ходатайство, не правомочны их рассматривать, такие заявление, ходатайство в трехдневный срок направляются для рассмотрения уполномоченному лицу органа принудительного исполнения, о чем уведомляется заявитель.
Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю.
По результатам рассмотрения заявления, ходатайства судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения выносят постановления об удовлетворении заявления, ходатайства полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, которые направляются заявителю.
Таким образом, общий срок для рассмотрения заявления, ходатайства - 10 рабочих дней. Однако он может быть иным.
Так, в соответствии со статьей 61 Закона, для ходатайства о принятии обеспечительных мер срок составляет 3 рабочих дня со дня поступления.
Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа или об отказе в их принятии не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также иным лицам, на которых возложена обязанность исполнения соответствующих мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством.
Как исчисляются сроки в исполнительном производстве?
Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве закреплен статьей 29 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).
Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Таким образом, если согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства установлен семидневный срок для добровольного исполнения, то его течение начинается на следующий день, со дня надлежащего извещения должника. Например, должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства 5 сентября 2018 г. Соответственно семидневный срок для добровольного исполнения начинается с 6 сентября 2018 г. Выходные дни при исчислении срока не засчитываются.
Принудительный сбор взыскивается на стадии принудительного исполнения (ст. 46 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 №439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон)).
В силу ч.3 ст.120 Закона размер принудительного сбора составляет:
— по имущественным требованиям – 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
— по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – 5 базовых величин, а с должника – юридического лица – 10 базовых величин.
В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от размера принудительного сбора, установленного ч.3 ст.120 Закона.
При этом, следует учитывать, что снижается только размер принудительного сбора, подлежащего уплате. В случае же, когда денежные средства взыскателю не перечислялись, основания для взыскания принудительного сбора отсутствуют, поскольку по имущественным требованиям принудительный сбор подлежит взысканию в размере 10% от суммы, погашенной в пользу взыскателя, или стоимости переданного взыскателю имущества.
Пример:
1. Сумма задолженности по исполнительному производству № ХХХХХ составляет 1000,00 белорусских рублей. Должником в семидневный срок для добровольного исполнения оплата долга не производилась. При взыскании на стадии принудительного исполнения суммы долга в полном объеме, размер принудительного сбора составит 100,00 рублей.
2. Сумма задолженности по исполнительному производству № ХХХХХ составляет 1000,00 белорусских рублей. Должником в семидневный срок для добровольного исполнения оплачено 900,00 рублей. На момент наступления стадии принудительного исполнения остаток долга составил 100,00 рублей. Размер принудительного сбора составит 50% размера базовой величины.
3. Сумма задолженности по исполнительному производству № ХХХХХ составляет 50,00 белорусских рублей. Должником в семидневный срок для добровольного исполнения оплата долга не производилась. При взыскании на стадии принудительного исполнения суммы долга в полном объеме, размер принудительного сбора составит 50% размера базовой величины.
Обязанность уплаты принудительного сбора возникает по истечению семидневного срока, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (статья 120 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»). О предоставлении должнику данного срока, судебный исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
При этом, предоставленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа срок исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства (статья 46 Закона).
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 40 Закона, в случае не получения корреспонденции, лицо считается надлежащим образом извещенным.
Принудительный сбор возвращается должнику только в случае отмены постановления судебного исполнителя о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Обязан ли судебный исполнитель принимать меры по трудоустройству должников?
Действующим законодательством обязанность судебного исполнителя по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена, за исключением лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Трудоустройство этих лиц осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Соглашением о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение), заключенным между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, которое вступило в силу 31 декабря 2015 года, установлен порядок взыскания алиментов с должника, проживающего или работающего на территории Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением судебные постановления о взыскании алиментов исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке и на основании исполнительных документов, выданных компетентными судами Республики Беларусь.
Для направления необходимых документов компетентному органу Российской Федерации необходимо обратиться в территориальное главное управление юстиции с заявлением о направлении исполнительного документа и приложить: исполнительный документ, заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному приставу-исполнителю России.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Также прилагаются:
— документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;
— документ, выданный судебным исполнителем о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) для исполнения. В случае, если исполнительный документ находился на исполнении в органах принудительного исполнения — документ судебного исполнителя о размере задолженности по алиментам;
— заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа — заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.
Вышеуказанные документы передаются уполномоченному органу Республики Беларусь для направления уполномоченному органу России.
Уполномоченным органом Республики Беларусь по Минской области является управление принудительного исполнения главного управления юстиции Минского облисполкома.
Информация о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России, их деятельности, режиме работы, графике приема размещена на официальном сайте ФССП России http://fssprus.ru/.
В дальнейшем по вопросам взыскания алиментов, а также за получением соответствующих справок, взыскателям необходимо обращаться непосредственно в службу судебных приставов России по месту нахождения исполнительного документа на исполнении.
Какой размер алиментов доложен платить трудоспособный гражданин (ка)?
Для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 % на одного ребенка, 75 % - на двоих детей, 100 % - на троих и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (статья 205 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 №67; статья 92 Кодекса Республики Белсарусь о браке и семье).
За какой период рассчитывается задолженность по алиментам, как его можно получить?
Задолженность по алиментам рассчитывается со дня возбуждения исполнительного производства.
Задолженность по алиментам может быть рассчитана до дня возбуждения исполнительного производства в пределах трехлетнего срока по ходатайству взыскателя.
Расчет задолженности по алиментам по исполнительному производству составляется судебным исполнителем и направляется сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его составления.
Судебный исполнитель обязан составить расчет задолженности по алиментам при поступлении письменного заявления одной из сторон исполнительного производства, но не более одного раза в месяц, а также перед направлением исполнительного документа нанимателю.
Судебный исполнитель вправе составить расчет задолженности по алиментам по собственной инициативе по мере необходимости (пункт 208 Инструкции по исполнительному производству, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67).
При расчете задолженности по алиментам за период пребывания должника в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения им альтернативной службы, если размер алиментов не определен Брачным договором, Соглашением о детях или Соглашением об уплате алиментов, подлежащие уплате алименты определяются в следующих размерах: на одного ребенка – 25 % процентов, на двух детей – 33% процента, на трех и более детей – 50% процентов фактически полученного должником дохода. (пункт 209 Инструкции по исполнительному производству, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67, статья 110 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам исполнения решений суда действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и Протокол к ней от 28.03.1997 (далее – Конвенция).
Согласно Конвенции каждая из Договаривающихся стран признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся сторон:
а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее – решения);
б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.
Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
Данное ходатайство пересылается судами Республики Беларусь на территорию Российской Федерации через главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), Верховной Суд Республики Беларусь, которые направляют их в уполномоченные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
К ходатайству прилагаются:
а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;
в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.
К ходатайству взыскателя о признании и принудительном исполнении нотариальной исполнительной надписи прилагаются:
– исполнительная надпись;
– постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю с указанием информации о месте нахождения должника и (или) его имущества на территории иностранного государства, содержащее разъяснение права взыскателя на обращение за признанием и исполнением исполнительной надписи на территории иностранного государства в порядке, предусмотренном международным договором;
– справка судебного исполнителя о частичном исполнении либо неисполнении требований исполнительной надписи, оформленная в соответствии с приложением 6 или приложением 7 к Методическим рекомендациям.
Образец ходатайства, составляемого на территории Республики Беларусь, утвержден приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 8.10.2014 №222 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств в сфере оказания правовой помощи»
Правовую помощь по оформлению ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда Республики Беларусь о взыскании денег Вы можете получить в суде, вынесшем решение по делу первой инстанции, а также в любом другом суде Республики Беларусь.
В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на наложение административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении, лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа или депортации (в соответствии с санкцией КоАП), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Штраф при этом может быть уплачен на месте (статья 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном статьей 10.3 ПИКоАП, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции – не более пяти десятых базовой величины. В случае неуплаты такого штрафа в установленные сроки примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины. При этом положения статей 7.7 и 7.8 КоАП не применяются (статья 6.4 Кодекса об административном правонарушении Республики Беларусь).
Какой порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя?
в соответствии с частью 1 статьи 124 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 года №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, вправе обжаловать постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения во внесудебном порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, а также в судебном порядке.
При несогласии с действиями судебного исполнителя, стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены вправе обратиться с соответствующей жалобой к начальнику отдела, а в случае несогласия с принятым им по результатам рассмотрения жалобы решением вправе подать жалобу в письменном виде в суд по месту нахождения отдела принудительного исполнения.
При этом жалоба на постановления судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) по форме и содержанию должна соответствовать требованиям, содержащихся в статье 126 Закона об исполнительном производстве.
В жалобе должны быть указаны:
наименование органа принудительного исполнения, в который подается жалоба;
должность, фамилия и инициалы судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, государственного органа, фамилия и инициалы прокурора, подающих жалобу;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, являющихся стороной исполнительного производства;
наименование документа (жалоба);
номер исполнительного производства, по которому подается жалоба и дата его возбуждения;
наименование исполнительного документа, требования, содержащиеся в исполнительном документе;
наименование суда или иного уполномоченного органа (фамилия и инициалы уполномоченного лица), выдавших исполнительный документ;
сущность жалобы;
обстоятельства, на которых основана жалоба;
требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на акты законодательства;
перечень прилагаемых документов;
дата подачи жалобы.
В жалобе могут быть указаны и другие сведения, необходимые для правильного ее рассмотрения.
Жалоба должна содержать:
личную подпись гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, или его представителя;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, и их личную подпись;
личную подпись прокурора, подающего протест.
К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.
К жалобе должны быть приложены копии обжалуемых постановлений или иных документов судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения (при их наличии).
Жалобы на постановления судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения.
Жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения могут быть поданы в течение десяти дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения этих действий, узнало или должно было узнать об их совершении.
Пропущенный срок подачи жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу, признает причины пропуска срока уважительными.
При отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы руководитель органа принудительного исполнения в течение трех дней со дня поступления такого ходатайства выносит постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы и направляет его лицу, обратившемуся за восстановлением пропущенного срока.
При удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы руководитель органа принудительного исполнения принимает жалобу к рассмотрению по существу.
Постановление руководителя органа принудительного исполнения об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы может быть обжаловано вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с его решением - в суд.
Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение десяти дней со дня их поступления.
По результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе:
признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы;
признать жалобу обоснованной полностью или частично.
По результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения руководитель органа принудительного исполнения, рассмотревший жалобу, выносит постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу, судебному исполнителю, иному работнику органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы.
После возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель обязан совершить предусмотренные Законом об исполнительном производстве исполнительные действия, направленные на полное исполнение требований исполнительного документа.
Так, судебным исполнителем могут быть применены меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 69 Закона об исполнительном производстве.
Меры принудительного исполнения применяются судебным исполнителем после возбуждения исполнительного производства при принудительном исполнении исполнительного документа.
К мерам относится:
обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) третьих лиц;
обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на его банковских счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на банковских счетах третьих лиц в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
обращение взыскания на заработную плату должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненные к ней доходы;
обращение взыскания на имущество должника, в том числе на имущественные права, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
изъятие у должника имущества, указанного в исполнительном документе, и передача его взыскателю;
иные действия, в том числе указанные в исполнительном документе и совершаемые для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Взыскание денежных средств с банковских счетов, вкладов (депозитов) должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации производится в бесспорном порядке с зачислением их на счет органа принудительного исполнения.
Обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на банковских счетах, во вкладах (депозитах) в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, производится посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств.
Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника производится в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскания (удержания) расходов по исполнению исполнительного документа и принудительного сбора.
В случае списания денежных средств с расчетного счета, на который поступает заработная плата и приравненные к ней доходы должнику необходимо представить судебному исполнителю сведения о месте работы для обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы в размере, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве. В этом случае размер списанных денежных средств с расчетного счета подлежит возврату должнику пропорционально размеру удержаний из заработной платы.
Обязан ли судебный исполнитель принимать меры по трудоустройству должников?
Действующим законодательством обязанность судебного исполнителя по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена.
Соглашением о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение), заключенным между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, которое вступило в силу 31 декабря 2015 года, установлен порядок взыскания алиментов с должника, проживающего или работающего на территории Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением судебные постановления о взыскании алиментов исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке и на основании исполнительных документов, выданных компетентными судами Республики Беларусь.
Для направления необходимых документов компетентному органу Российской Федерации необходимо обратиться в территориальное главное управление юстиции с заявлением о направлении исполнительного документа и приложить: исполнительный документ, заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному приставу-исполнителю России.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Также прилагаются:
документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;
документ, выданный судебным исполнителем о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) для исполнения. В случае, если исполнительный документ находился на исполнении в органах принудительного исполнения — документ судебного исполнителя о размере задолженности по алиментам;
заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа — заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.
Вышеуказанные документы передаются уполномоченному органу Республики Беларусь для направления уполномоченному органу России.
Уполномоченным органом Республики Беларусь по Минской области является Главное управление юстиции Минского облисполкома.
Информация о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России, их деятельности, режиме работы, графике приема размещена на официальном сайте ФССП России: http://fssprus.ru/.
В дальнейшем по вопросам взыскания алиментов, а также за получением соответствующих справок, взыскателям необходимо обращаться непосредственно в службу судебных приставов России по месту нахождения исполнительного документа на исполнении.
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам исполнения решений суда действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 07.10.2002 в г. Кишиневе (далее – Конвенция). Вступила в силу для Республики Беларусь 27 апреля 2004 года.
Согласно Конвенции каждая из Договаривающихся стран признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся сторон:
а) решения учреждений юстиции Договаривающихся Сторон по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств;
б) приговоры (решения) судов по уголовным делам в части возмещения ущерба, взыскания штрафов и конфискации;
в) решения судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска.
Признание и исполнение решений осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
При оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы.
Ходатайство о признании и исполнении решения подается стороной, в чью пользу было вынесено решение, в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть также подано в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство о признании и исполнении его решения суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
К ходатайству прилагаются:
а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;
в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
г) документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности.
Ходатайства о признании и исполнении решений, рассматриваются судами Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение. Порядок признания и исполнения решений определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.
Вышеуказанные документы передаются уполномоченному органу Республики Беларусь для направления уполномоченному органу России.
Уполномоченным органом Республики Беларусь по Минской области является Главное управление юстиции Минского облисполкома.
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон об обращениях граждан и юридических лиц) устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.
Поскольку вопросы оценки действиям (бездействию) судебного исполнителя носят процессуальный характер и подлежат рассмотрению в порядке, установленном нормами Закона об исполнительном производстве, обращение, поступившее в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц будет оставлено без рассмотрения по существу.
Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения подаются в письменной форме.
В том числе иные заявления/ходатайства по вопросам, связанным с совершением исполнительных действий в рамках исполнительного производства, относятся к исключительной компетенции судебного исполнителя, ведущего исполнительное производство и подаются исключительно в соответствии с требованиями статьи 14 Закона об исполнительном производстве.